Тел.: +7(921)094-08-04 (от 3 до 6 лет)
Тел.: +7(921)368-78-61 (от 0 до 3 лет)
Вконтакте

Учителя любви

(глава из книги Марии Монтессори «Ребенок в семье»)

 

Ребенок крайне восприимчив ко всему, что он чувствует со стороны взрослого, и хочет подчиняться во всех отношениях. Действительно, мы и не представляем до какой степени или насколько полностью он готов слушаться нас всегда, однако его характеризует именно это. Один ребенок, например, положил свой тапок на кровать, и его мать сказала на это: «Не делай так – тапки грязные!» и отряхнула покрывало на кровати рукой. После этого каждый раз, когда ребенок видел тапок, он восклицал: «Он грязный!» и бежал к кровати, чтобы ее отряхнуть.

 

Чего же еще нам хотеть? Ребенок восприимчив и впечатлителен до такой степени, что взрослому следует контролировать все, что он делает и говорит, так как все в буквальном смысле врезается в его разум. Он есть само послушание, потому что послушание есть его жизнь, и он любит и благоговеет перед взрослым, из уст которого звучит вся мудрость, необходимая, чтобы направлять ребенка в жизни. Следовательно, держа в уме тот факт, что ребенок всегда готов любить нас и слушаться, мы должны подумать о том, насколько кажущийся элемент непослушания может являться жизненно важным действием или проявлением глубокой защиты.

 

Дети любят взрослых, именно такими мы их должны знать. Однако, мы всегда говорим о том, как сильно родители и учителя любят детей. Говорят даже о том, что детей должно учить любить своих матерей, отцов, учителей – в действительности всех и вся. И кто же эти наставники, которые научат ребенка любить? Те, кто любую деятельность ребенка расценивают как непослушание и наказывают соответственно? Ни один взрослый не может стать учителем любви без особого усилия, без того, чтобы открыть глаза своего сознания и увидеть мир более обширный, чем его собственный.

 

Да, дети глубоко любят взрослых. Когда ребенок ложится спать, ему нужно, чтобы рядом был тот, кого он любит. Но человек, которого он любит, думает: «Пора прекратить этот бред. Если мы будем оставаться с ним, пока он не заснет, мы его избалуем». Или: «Если ребенок хочет сидеть с нами за столом и кричит, когда мы ему не позволяем, то мы должны делать вид, что не собираемся есть». Но ведь ребенок всего лишь хочет присутствовать, когда те, кого он любит, едят, даже если он еще тоддлер, и его диета до сих пор довольно ограничена. Он перестанет плакать, как только его посадят за стол, а если он плачет за столом, то это потому, что никто не уделяет ему внимания. Он хочет быть частью группы.

 

Кто еще будет хныкать от острого желания быть с нами, пока мы едим? И с какой печалью мы будем говорить однажды: «Никто теперь не плачет и не просит побыть с ним, пока он засыпает. Все теперь думают о своем и засыпают, вспоминая события прошедшего дня, никто не думает обо мне». Только ребенок помнит и говорит каждый вечер: «Не покидай меня, останься со мной!», а взрослый отвечает: «Я не могу, у меня много дел, и вообще, что за ерунда», и думает, что поведение ребенка надо корректировать, иначе он сделает всех рабами своей любви.

 

kak-pravilno-budit-rebenka

Иногда ребенок просыпается утром и идет будить своих родителей, которым еще хочется поспать, — все жалуются на подобные вещи. Но ребенок, выскальзывающий из своей кроватки, — чистая душа, которая делает то, что следует делать всем. Когда поднимается солнце, всем следует вставать, а родители до сих пор спят. Ребенок идет к ним, как будто бы говоря: «Вы должны научиться жить правильно, смотрите, утро нас будит». Но ребенок не учитель, он идет к родителям, потому что любит их. Проснувшись, он тянется к тем, кого он любит, через все еще темные комнаты, куда свет еще не проник. Он идет, возможно, спотыкаясь, но не боясь теней и полузакрытых дверей, приближается к родителям и тихонько дотрагивается до них. Чаще всего они говорят: «Не буди меня по утрам», и ребенок отвечает: «Я тебя не будил, а только поцеловал!» Родители выдумывают способы убедить его, но насколько часто в жизни бывает, что кто-то, едва проснувшись, хочет прийти к нам, несмотря на все трудности, не для того, чтобы разбудить, а чтобы увидеть нас и поцеловать?

 

Мы говорим, что такого рода дурное поведение нуждается в коррекции; для нас эти проявления любви значения не имеют.

 

Ребенок любящий пробуждается не только от наступления утра, но и чтобы быть с отцом и матерью, которые слишком много спят и часто всю свою жизнь проводят как во сне.  Все мы склонны просыпать происходящее вокруг нас, однако, появление ребенка являет нам новое существо, которое пробуждает нас и не дает уснуть непривычными для нас способами, существо, которое действует по-другому, чем мы, и которое появляется каждое утро, как бы говоря: «Смотрите, есть другая жизнь, вы можете жить лучше, чем живете».

 

Мы всегда можем жить лучше, потому что человеку свойственно лениться. Именно ребенок может помочь ему подняться. Если взрослый не попытается сделать это, он потерян; мало-помалу он черствеет и, наконец, становится невосприимчивым.

 

 

 

 

добавлена 25.08.15
Наша жизнь
Новости
Монтессори-Азбука уходит на летние каникулы!
12.07.17
Дорогие друзья! Центр возобновит свою работу с 4 сентября. Будем с нетерпением ждать встречи с ...
«Азбука» получила международный статус AMI
14.06.17
Ура-ура-ура!!! Друзья, как приятно поделиться такой важной новостью! Наш замечательный руководитель ...
Шахматные новости
14.06.17
Репортаж с фестиваля "Летние Надежды 2017". Слово нашему любимому тренеру Карпову Олегу ...
8.04 семинар-тренинг: «Границы»
04.04.17
❗Дорогие родители❗ ❗Не пропустите важную встречу❗ 📢 8 апреля (суббота) с 11.00 до ...
Выездной языковой лагерь в Италии с Азбукой
27.03.17
УРА!!! Стартовал наш долгожданный проект!!! Монтессори-Азбука совместно со студией английского ...
архив новостей