Тел.: +7(921)094-08-04 (от 3 до 6 лет)
Тел.: +7(921)368-78-61 (от 0 до 3 лет)
Вконтакте

Свобода в педагогике

 

Отрывок из книги Марии Монтессори «Дом ребенка»

 

мир

 

 

С биологической точки зрения свободу при воспитании ребенка в его первые годы надлежит понимать как требование условий, наиболее благоприятствующих развитию всей его личности. Со стороны физиологической, как и духовной, этим предполагается свободное развитие мозга.

 

Воспитатель должен быть проникнут чувством глубокого благоговения к жизни; наблюдая ребенка с гуманным интересом, он должен уважать развитие в нем этой жизни. Детская жизнь не абстракция, это — жизнь отдельных детей. Существует лишь одно реальное биологическое проявление: живущий индивид; и воспитание должно иметь объектом отдельных индивидов, наблюдаемых по одиночке.

 

Под воспитанием следует разуметь активное содействие, так называемое нормальному выявлению жизни в ребенке. Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается — у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник — сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих двух формах роста; мы должна дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последуют одно за другим. Среда, без сомнения, вторичный фактор в жизненных явлениях; она может содействовать, может препятствовать, но она никогда не может создавать — творить.

 

 

Современные теории эволюции, от Негели до де-Фриза, в развитии двух биологических ветвей — животного и растительного царств — усматривают внутренний фактор, как главную силу в процессе превращения вида и превращения индивида. Начало развития лежит внутри как вида, так и индивида. Ребенок растет не потому, что его кормят, что он дышит, что он находится в благоприятных условиях температуры; он растет потому, что заложенная в нем потенциально жизнь развивается, становится видимой; потому, что плодотворное зерно, из которого вышла жизнь, развивается согласно биологическим предначертаниям наследственности.
Взрослый человек питается, дышит, испытывает на себе атмосферные и температурные влияния, но не растет.

 

Юношей ребенок становится не потому, что он смеется, или пляшет, или делает гимнастические упражнения, или хорошо питается, но потому, что он дошел до этого особенного физиологического состояния. Жизнь проявляется, жизнь творит, жизнь дает и в свою очередь держится в известных границах и связана известными законами, которых не преступишь.

 

Неподвижные признаки вида не меняются — они могут только варьироваться. Это идея, столь блестяще развитая де-Фризом в его теории мутаций, отмечает также границы воспитания. Мы можем воздействовать на вариации, имеющие отношение к среде, и границы, которые слегка меняются в виде и в индивиде, но мы не можем влиять на мутации. Мутации связаны какими-то таинственными узами с самим источником жизни и сила их превосходит видоизменяющие элементы среды. Вид, например, не может мутировать или измениться в другой вид путем приспособления, как, с другой стороны, великого гения в человеке нельзя заглушить никакими предрассудками, никакой ложной формой воспитания.

 

Среда тем сильнее действует на индивидуальную жизнь, чем менее устойчива и крепка эта индивидуальная жизнь. Но среда может действовать в двух противоположных направлениях: она может благоприятствовать жизни или глушить ее. Так, например, многие виды пальм отлично произрастают в тропических поясах, где климатические условия благоприятствуют их развитию, а многие виды животных и растений вымерли в областях, где они не сумели приспособиться к среде.

 

Жизнь — гордая богиня, она все движется вперед, преодолевая препятствия, которые среда выдвигает на ее победном пути. Вот основная истина: идет ли речь о виде или об индивидах, истинное развитие всегда обеспечено за теми победоносными организмами, в которых крепка и действенна таинственная сила жизни. Очевидно, что для человечества, особенно же для нашего социального строя, именуемого обществом, самым важным вопросом является вопрос об уходе за жизнью, — мы сказали бы, о культуре ее.

добавлена 09.02.16
Наша жизнь
Новости
Вниманию Родителей малышей 0-1г.❗️
08.07.20
Монтессори-Азбука приглашает вас на индивидуальные ознакомительные занятия с центром и методикой ...
Жизнь кипит!!!
28.04.20
Долго нам, друзья, не удавалось поделиться с вами своими новостями 😅 А все потому, ...
Внимание, ОЧЕНЬ важный семинар ‼️ 15.02.20г.
10.02.20
"Гаджеты для детей раннего и дошкольного возраста: вред или польза?" Мобильные телефоны, планшеты, ...
Семейный Выездной Летний Лагерь в Греции!!!
03.02.20
Монтессори-Азбука приглашает детей 3-12 лет, а также их родителей в выездной семейный лагерь на ...
08.02.20 «Язык в Монтессори-классе». Мастер-класс для родителей
01.02.20
Приглашаем мам и пап, бабушек и дедушек, - всех, кто принимает активное участие в воспитании детей, ...
архив новостей