Тел.: +7(921)094-08-04 (от 3 до 6 лет)
Тел.: +7(921)368-78-61 (от 0 до 3 лет)
Вконтакте

Создать мир детства

 

Отрывок из книги Марии Монтессори «Ребенок в семье»

 

 

Ни один ребенок не может вести обычную жизнь в сложном мире взрослых. Действительно, хорошо известно, что взрослые своей постоянной слежкой, непрерывными замечаниями и деспотичными командами нарушают и сдерживают развитие ребенка. Таким образом, душится вся жизненная энергия процесса роста, и ребенку остается только одно: жгучее желание как можно быстрее освободиться от всех и вся.

 

MSHL-00825

 

Мы должны, таким образом, перестать играть роль тюремщиков и вместо этого позаботиться о подготовке такой среды, в которой нам придется делать как можно меньше и не утомлять ребенка нашей слежкой и наставлениями. При этом наша роль как учителей будет ограничена настолько, насколько среда будет отвечать потребностям ребенка. Мы должны, однако, четко уяснить для себя, что дать ребенку свободу не означает предоставить его самому себе или игнорировать его. Предоставляемая нами помощь не должна сводиться к пассивному безразличию ко всем трудностям, с которыми столкнется ребенок, мы должны поддерживать его развитие осторожной и любящей заботой. Более того, даже при подготовке среды для ребенка мы сталкиваемся с серьезной задачей, так как в каком-то смысле мы должны создать новый мир — мир детства.

 

Если мы всего лишь поставим маленькую мебель, которая требуется детям, мы немедленно увидим, что они упорядочивают свою деятельность исключительным образом. Все, что они делают, продиктовано волей; они отлично обходятся самостоятельно, без какой-либо опасности, потому что они знают, чего хотят. У детей стремление к деятельности едва ли не сильнее, чем к еде, хотя мы редко видим это, так как в среде, где они вынуждены находиться в настоящее время, не хватает этого. Если мы предоставим им подходящую среду, мы увидим, как маленькие несчастные помехи превращаются в счастливых активных детей.

 

╨Ъ╨Р-╨и╨Р-08874

 

Общеизвестный крушитель дома становится самым внимательным сторожем вещей, окружающих его; шумный и неорганизованный ребенок трансформируется в спокойное и упорядоченное существо. Если у ребенка нет внешних средств для адаптации, у него нет способа использовать огромную энергию, которую он несет в себе. Более того, он инстинктивно побуждается к деятельности, которая использует всю его энергию, так как именно этим способом он совершенствует свои способности. Все зависит от этого.

 

Сегодня, конечно, нам всем известны вещи, созданные с целью служить интеллектуальному развитию ребенка. Сейчас возможно найти красивую маленькую мебель ярких цветов и настолько легкую, что предметы переворачиваются, если ребенок наталкивается на них – качество, которое дает ему возможность с легкостью передвигать их. На светлых поверхностях хорошо видны пятна, что дает малышу возможность мгновенно видеть свою ответственность и научиться просто устранять их водой и мылом. Дети всегда находят себе любимые места и устраиваются удобно какими-то приятными для себя способами, но легкая мебель имеет тенденцию преувеличивать любые резкие движения, производя много шума. В результате у ребенка развивается осведомленность о движениях своего тела. Можно также найти маленькие предметы из стекла и фарфора и ребенок узнает, что, если он уронит их, они разобьются и будут утрачены навсегда. Несчастье, которое он при этом чувствует – его самое худшее наказание.

 

╨Ъ╨Р-╨и╨Р-08330

 

Утрата ценного предмета вызывает у ребенка огромную боль. Кто не чувствовал порыва утешить краснолицего ребенка, плачущего перед разбитой вазой?! Но с того момента ребенок будет сосредотачивать все усилия воли, чтобы идти устойчиво, когда он несет хрупкий объект.

 

Среда сама научит ребенка, если каждая его малейшая ошибка будет видна ему без вмешательства родителя или учителя, который должен оставаться спокойным наблюдателем всего, что происходит. Мало-помалу, ребенку будет казаться, что он слышит безмолвный язык предметов, которые советуют, как ему действовать: «Внимание, смотри! Я недавно отполированный стол, не поцарапай и не испачкай меня!» Эстетика, как вещей, так и самой среды, стимулирует внимательность в активном ребенке; по этой причине все должно быть привлекательно. Тряпки для вытирания пыли должны быть цветными, щетки ярких цветов и мыло интересной формы. Привлекательные предметы приглашают ребенка потрогать их и научиться пользоваться ими; ребенка привлечет яркая тряпочка, и он узнает, что ей вытирают пыль со стола, или щетка для чистки одежды, или мыло, которым он должен мыть руки. Таким образом, красивые вещи будут манить его из каждого уголка и практически сами учить его. Теперь уже не учительница будет говорить вверенному ей ребенку: «Карл, отряхнись» или «Джон, помой руки». Любой ребенок, который самостоятелен, может завязать шнурки, одеться или раздеться, в своей радости и чувстве достижения отражая образ человеческого достоинства, которое происходит из чувства независимости.

 

╨Ъ╨Р-╨и╨Р-07238

 

Радость, которую дети находят в работе, заставляет их на все набрасываться с практически чрезмерным энтузиазмом. Если они полируют дверную ручку, они работают над ней так долго, что она начинает блестеть как зеркало; даже простейшие задания типа вытирания пыли или подметания пола будут проделаны с особым вниманием и осторожностью. Очевидно, что их вдохновляет не завершение данного задания, а тот факт, что оно использует их скрытые энергии; именно это использование определяет продолжительность деятельности.

добавлена 29.05.16
Наша жизнь
Новости
Монтессори-Азбука уходит на летние каникулы!
12.07.17
Дорогие друзья! Центр возобновит свою работу с 4 сентября. Будем с нетерпением ждать встречи с ...
«Азбука» получила международный статус AMI
14.06.17
Ура-ура-ура!!! Друзья, как приятно поделиться такой важной новостью! Наш замечательный руководитель ...
Шахматные новости
14.06.17
Репортаж с фестиваля "Летние Надежды 2017". Слово нашему любимому тренеру Карпову Олегу ...
8.04 семинар-тренинг: «Границы»
04.04.17
❗Дорогие родители❗ ❗Не пропустите важную встречу❗ 📢 8 апреля (суббота) с 11.00 до ...
Выездной языковой лагерь в Италии с Азбукой
27.03.17
УРА!!! Стартовал наш долгожданный проект!!! Монтессори-Азбука совместно со студией английского ...
архив новостей