Тел.: +7(921)094-08-04 (от 3 до 6 лет)
Тел.: +7(921)368-78-61 (от 0 до 3 лет)
Вконтакте

Особенности Монтессори-педагогики

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научные подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Ее система строилась не один год. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы. Она переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда, детским психологом Анной Фрейд. С их помощью она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии ребенка. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней прежде всего независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и не приспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

Мария Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также кубики, бусины, карточки и коробочки – если положить их в беспорядке, — могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессоои предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Мария вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями, оставляющих лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «взял, поработал, положи на место». Но, чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

Интерес – первое, что Мария Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе – индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

Свобода выбора появляется у малыша сразу при входе в группу, потому что только он точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя здесь есть ориентиры. Мария Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от рождения до 6 лет есть периоды (длительностью от года до трех), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так, от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5- сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают т закрепляются социальные навыки. В это время дети легко впитывают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка), и во взаимодействиях со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь, или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных поступках или проблемах уже после шести лет!

Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть-самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить, даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги, наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

Удивительно, но если учитель делает все правильно и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, что для того, чтобы ребенок образовывал себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать уголек в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

Сама Мария Монтессори пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» — знак успеха». Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый – подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй – разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и, вместе с тем, без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействия учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он создает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.

Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас, и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов. При этом она выделяла группы с разнице в возрасте до 3 лет (3-6, 6-9 и т.п.). В результате в Монтессори классах воспитываются ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности.

В определенный период в педагогической системе Марии Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М.Монтессори, определено космическим планом. Его «пишет» Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца, к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.
Маленького ребенка Монтессори воспринимает как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых – не разрушать своим вмешательством этот замысел. Хотя эти идеи воспринимаются не всеми, кто работает по системе Монтессори, они вполне органичны для ее педагогики и придают ей стройность и завершенность.
В настоящее время школы Монтессори для малышей и детей школьного возраста существуют во многих странах мира, в том числе во Франции, Италии, Швеции, Англии, США, Нидерландах (где около трети всех средних школ работают по этой системе), в Японии, Индии и других восточных странах. С 1992 года такие школы открылись в России.

добавлена 06.03.14
Наша жизнь
Новости
Школа для родителей
24.10.17
Дорогие Монтессори-мамы и папы (и бабушки с дедушками тоже!), приглашаем всех желающих на Школу для ...
Бесплатные ознакомительные занятия
27.09.17
Дорогие родители деток от 2 до 14 мес., у нас для вас приятная новость! Все, кто успеет записаться ...
Расписание занятий и стоимость абонементов на 2017-2018 уч.год
23.08.17
Дорогие родители! Изменилось расписание занятий и стоимость обучения. Актуальная информация в ...
Наши Каникулы в Италии. Языковой лагерь, первый выезд
22.08.17
Близился конец учебного года, а расставаться так не хотелось... И решили мы совместить приятное... ...
Монтессори-Азбука уходит на летние каникулы!
12.07.17
Дорогие друзья! Центр возобновит свою работу с 4 сентября. Будем с нетерпением ждать встречи с ...
архив новостей